Советы организаторам. Проводите смотры дружбы в дни, предшествующие коллективному планированию (составлению плана жизни коллектива на новый период)

Проводите смотры дружбы в дни, предшествующие коллективному планированию (составлению плана жизни коллектива на новый период), чтобы обогатить копилку творческих дел, из которой черпают опыт ребята и их старшие друзья.

В любом варианте смотр дружбы должен проходить празднично, торжественно (линейка с приветствиями, творческие рапорты и т.п.), чтобы создать дружескую, деловую, непринужденную обстановку взаимного обучения, общего поиска.

Взрослые друзья ребят участвуют вместе с ними (и впереди них!) во всех этапах смотра дружбы: и в передаче опыта своего коллектива, и в изучении опыта других, и в коллективном размышлении – поиске лучших решений на будущее. А главное, вместе с ребятами заботятся о том, чтобы все ценное, усвоенное на смотре, вошло в жизнь.

Смотр дружбы – общая забота старших и младших о своем коллективе, о его чести, о его движении вперед!

ЧЕРЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОРУЧЕНИЙ (ЧТП)

Один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой соединение (серию) нескольких постоянных дел, которые выполняются по очереди каждым первичным (микро) коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.

Такие творческие (постоянные) поручения могут выполняться в классном коллективе октябрятскими звездочками, пионерскими звеньями, бригадами старшеклассников, в школьном коллективе классами, в лагере отрядами, в походе командами и т.д.

Общий сбор коллектива (а в большой школе – слет делегатов классных коллективов) решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок – например, на полгода или на год (при этом количество таких дел должно совпадать с количеством первичных или микроколлективов, которые будут выполнять эти дела), когда будет происходить чередование, обмен постоянными делами-поручениями между первичными (микро) коллективами – например, каждую неделю или раз в две недели (а в лагере или в походе, может быть, каждые два или три дня), в каком порядке будут обмениваться первичные (микро) коллективы этими делами-поручениями – например, по заранее составленному графику-календарю или каждый раз по жребию.

Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными (микро) коллективами:

дежурные («вахтенные», «хозяева класса» и т.п.) – повседневная забота о чести коллектива, о соблюдении его обычаев, о выполнении общих дел, записанных в плане, и постоянных поручений остальными первичными (микро) коллективами, а также, возможно, подготовка сюрпризов для своего коллектива (подарки именинникам – рисунки, стихи, самоделки, наглядные пособия, новые материалы в классный уголок и т.п.); дежурные могут выпускать газету-«молнию»;



санитары, или «айболиты»,– забота о выполнении правил гигиены, выпуск своего бюллетеня, санитарной странички в устном журнале или «живой газете»;

библиотекари, или «друзья книги», – работа с классной библиотечкой, помощь школьной библиотеке и т.п.;

цветоводы, или «друзья природы», – забота о цветах, растениях в классе, в школе; охрана зеленых насаждений и т.д.;

физорги – проведение физкультминуток на уроках, зарядки (например, в лагере, в походе), коротких спортивных игр-состязаний и т.д.;

«затейники» – обучение товарищей по классу новым играм-«молниям», проведение таких игр на переменах, после уроков;

«смекалистые», или «мудрейшие», – проведение в своем классе (и в младших классах) короткой викторины (письменной или устной) с загадками, занимательными задачками и т.п.;

«артисты» – подготовка небольшого концерта и выступление с ним (например, в конце недели или двух недель) перед товарищами по классу, перед младшими ребятами и т.д.;

«журналисты» – выпуск очередного номера устного журнала;

«газетчики» – выпуск очередного номера «живой», световой или стенной газеты;

«тимуры» – забота о малышах в подшефном детском саду или на детской площадке и т.п.

Чередование творческих поручений дает возможность:

строить жизнь коллектива как постоянную одновременную заботу о нем и друг о друге всех первичных или микроколлективов (не конкуренция, не соперничество, а взаимная забота взаимное обогащение опытом);

сплачивать коллектив в практический делах, в совместном решении жизненно важных задач (успешное выполнение традиционных дел-поручений невозможно без участия каждого, без взаимной поддержки, без укрепления дружбы);

сделать каждого члена коллектива (вместе со своими товарищами!) участником разнообразных дел на пользу и радость своим друзьям и окружающим людям, участником коллективной организации жизни (чередующиеся дела-поручения не становятся в тягость, не надоедают, но, периодически повторяясь, обогащают всех и каждого необходимым практическим, организаторским, нравственным опытом);

научить каждого (вместе с товарищами по микроколлективу) вникать в опыт других, использовать все хорошее (превращать в традиции!), избегать их ошибок, вносить свое, новое, лучшее и в содержание, и в организацию дел;

сдружить младших и старших, детей и родителей (педагоги, родители, вожатые, помогая своим микроколлективам – открыто и по секрету! – как можно лучше выполнять очередные поручения, вместе с ребятами заботятся о большом коллективе, об окружающих людях, решают жизненно важные задачи и тем самым используют богатейшие воспитательные возможности ЧТП).


1937659071735607.html
1937704814904153.html
    PR.RU™