Институт государства и права 22 страница

менем обычай стал вытесняться законом, но и в этом случае сила и

авторитет его не подвергались сомнению, хотя снабжались некото-

Тема 9. Древний Рим 201

рыми оговорками. Юлиан в 319 г. н. э. определял обычай как молча-

ливое согласие большинства и уточнял, что «авторитет обычая и

долговременного (его) применения представляется немалым, однако

его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал

разум или закон» (С. 8.52.2).

Гай резюмировал всю совокупность источников права в таких

словах: «Гражданское право римского народа состоит из законов, ре-

шений плебеев, постановлений сената, указов императора, эдиктов

тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из

ответов юристов» (Институции. 1.2).

Указы императора имели несколько разновидностей: конститу-

ции, декреты, мандаты и рескрипты. Решения собрания плебеев

именовались плебисцита и имели силу закона. Гай опускает, но

подразумевает обычное право, а также естественное и общенародное

право.

О двух последних он говорит при разборе конкретных казусов

или институтов права. «И не только то, что делается нашею собст-

венностью посредством передачи (traditio), принадлежит нам по ес-

тественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завла-

дения, так как вещи эти были бесхозяйными, как, например, те, ко-

торые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы) или в

воздушном пространстве (птицы)... По общенародному праву нам

принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятеля» (Инсти-

туции. 1.66,69).

В эпоху империи был издан ряд указов для облегчения пользова-

ния в суде обширным литературным материалом. В 426 г. издается

закон Феодосия II и Валентиниана III о цитировании (lex Allegatoria).

Этот закон придал обязательную юридическую силу сочинениям

пяти юристов — Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Он

ввел также принцип большинства в чисто научное дело толкования

(при равенстве голосов решает мнение Папиниана) и придал особую

силу сентенциям Павла («мы также предписываем, чтобы сентенции

Павла всегда имели силу»).

Невозможно не признать громадную заслугу римлян в создании

самой науки правоведения и техники толкования и применения за-

конов. Именно для римского права более всего характерны «точ-

ность и ясность определений, строгая логичность и последователь-

ность юридической мысли, сочетаемая с жизненностью выводов»



(И. С. Перетерский).

В римском правоведении в его исторической эволюции более за-

метна не преемственность мыслительных конструкции и взглядов

авторитетных юристов, а постепенное изменение различных прие-

мов правового регулирования жизни римских граждан и покоренных

римлянами народов, а также обеспечение потребности в системати-

зации регулятивного правового материала.

202 Часть первая. История права и государства в древности и в средние века

Основные институты. Институты римского права в наиболее

обобщенном виде обозначались как институты личного права, вещ-

ного права, обязательственного права, права исков (законных дейст-

вий).

Права лиц измерялись тремя характеристиками (положениями,

статусами) — статусом свободы, статусом гражданства и фамильным

статусом.

Перечисленные статусы служили показателями степени право-

способности гражданина: в статусе свободного гражданин имел наи-

большую правоспособность, и, наоборот, с утратой свободы насту-

пала наибольшая утрата правоспособности. Частичная утрата право-

способности связывалась с изгнанием гражданина из городской

общины либо с обращением в пленного. Малая утрата означала из-

менение статуса члена семьи, например переход дочери под власть

домовладыки другой семьи — семьи мужа или его отца. Различалась

также абсолютная утрата правоспособности — в связи с объявлением

вне закона («волчья голова»). В случае совершения тяжкого преступ-

ления гражданин мог уйти на положение латина, перегрина, что оз-

начало отказ от прав гражданина (такая практика имела место в пе-

риод республики).

Свобода, по Флорентину, суть естественная власть гражданина

делать то, что ему нравится, если это не запрещено законом или не

предотвращено силой (Д. 1.5.4). Обладать правоспособностью во

всех областях (caput habere) значило быть правоспособным одновре-

менно в политической, семейной и имущественной областях обще-

ния при наличии следующих трех условий: быть свободным, а не

рабом; принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев; не

быть подчиненным власти главы семьи (pater familias). Обладание

этими тремя статусами и означало то «полное римское право», о ко-

тором любил распространяться один из персонажей чеховского

«Ионыча».

Правоспособность в области частных правоотношений, где кви-

риты имели дело с перегринами и латинами, подразделялась на две

разновидности: ius connubii (право вступать в регулируемый рим-

ским правом брак, создавать семью) и ius commercii (право быть

субъектом во всех имущественных правоотношениях и участником

соответствующих сделок).

В римской юриспруденции не было еще конструкции юридиче-

ского лица, однако различались объединения лиц с особыми полно-

мочиями, которые именовались корпорациями (corporationes). Источ-

ником их полномочий и возможностей всегда были государствен-

ные установления (законы). Корпорации были четырех типов:

муниципия — объединение граждан первоначально случайного ха-

рактера, затем из числа жителей данной местности, популюс романус

(римский народ) — объединение, которое коллективно могло при-

обретать собственность, заключать договоры или быть назначенным

Тема 9. Древний Рим 203

наследником; коллегия — частное объединение со специализирован-

ными функциями, такими, как ремесло или торговые гильдии, по-

хоронные общества либо общества, предназначенные для отправле-

ния религиозного культа (императоры отнеслись к коллегиям с по-

дозрительностью, и поэтому с самого начала было установлено, что

ни одна коллегия не может быть основана без государственного

одобрения); благотворительные организации — они становятся пред-

метом заботы и регулирования в постклассический период, когда

развивается практика пожертвований прежде всего в пользу церкви

и с какой-либо благотворительной целью и обязанностью, причем

церковь со временем стала обладательницей права и обязанности

надзирать за ними.

Личное право в изложении Гая предстает в следующем виде. По-

сле рассмотрения различных правовых состояний лиц (статусов) и

анализа статуса свободных из ряда отпущенных на волю ведется речь

о власти: рассматривается власть над рабами, власть родителей над

детьми и, наконец, говорится о браке, о том, какими способами пре-

кращается родительская власть над детьми, а также об опеке и о том,

какими способами она прекращается.

В семье, как правило, абсолютной родительской властью в виде

абсолютного авторитета обладает глава семейства (pater familias), a

его власть именуется отеческой (patria potestas). Эта власть упомина-

ется в XII таблицах, но, по мнению историков, она существовала со

времен Ромула. Позже появилась возможность вступления в брак с

уменьшенной властью мужа в качестве главы семейства — если брак

заключается без перехода под автократическую власть мужа. В этом

случае имущество супругов остается обособленным и даже подарки

между мужем и женой не признаются юридически действительными.

Ближайшими агнатами отца из числа находившихся под его вла-

стью были сыновья, дальними — братья, их сыновья. «Если отец

трижды продаст сына, то пусть сын будет свободным от власти отца»

(III, 1). В этом случае сын, как и замужняя дочь, становится когна-

том, т. е. таким родственником, который лишается права первооче-

редного наследования.

Брачный возраст наступал с 14 лет для мальчиков и с 12 лет для

девочек, но если их возраст был меньшим, чем положено, и они

пребывали под отцовской властью, то им следовало находиться под

надзором специальных опекунов-надзирателей (туторов). Правовой

статус ребенка определялся статусом матери. По Законам XII таблиц

не считалось преступлением убийство детей. «С такой же легкостью

был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, отличавшийся

исключительным уродством» (IV). Женщина, не пожелавшая уста-

новления над собой «власти мужа» фактом давности сожительства с

нею, должна была ежегодно отлучаться на три ночи и, таким обра-

зом, прерывать годичное давностное владение ею (VI, 4).

204 Часть первая. История права и государства в древности и в средние пека

Женщина не могла быть домовладыкой. Если муж сам подчинен

домовладыке, то и жена его попадала под власть главы семейства,

занимая место дочери мужа и внучки домовладыки. Правильным

признавался брак, заключенный между лицами, достигшими брач-

ного возраста, находящимися в здравом рассудке и управомоченны-

ми на вступление в брак. Сожительство рабов браком не считалось.

Женщина, вступившая в связь с рабом и отказавшаяся прекратить ее

после троекратного предупреждения господина раба, становится ра-

быней последнего. Рабами считались также и ее дети. Брак между

перегринами не имел значения для римского права. Дети, рожден-

ные в смешанном браке, считались перегринами. Однако по закону,

принятому в начале принципата, при Веспасиане, стало возможным

причислять их к римским гражданам.

Брак с прямыми родственниками преследовался как уголовное

деяние. Не допускался брак с родственниками по боковой линии в

пределах четвертой степени родства. Но после того как император

Клавдий (41—54 гг.) женился на племяннице, сенат сделал исключе-

ние для бракосочетания с дочерью брата (Гай. 1, 62). Для свойствен-

ников по прямой линии запрещался брак свекра и бывшей невестки,

отчима и падчерицы.

В период империи господствующей формой становится брак без

власти мужа. Обязательным условием признается согласие самих

брачащихся — жениха и невесты. Но брак по расчету также имел

широкое распространение. Освобожденный от прежних стеснений и

обязательств брак, даже признающий власть отца семейства и мужа

по отношению к жене в определенных пределах, фиксированных

обычаем и законом, делался непрочным и легко распадался. Импе-

ратор Август пытался выправить положение, установив уголовную

ответственность жены за супружескую неверность, ограничив право

развода и запретив прием наследства лицами, не состоящими в бра-

ке. Кроме того, лица бездетные и состоящие в браке получали толь-

ко половину наследства. Брачный возраст был пересмотрен и уста-

новлен в 25—60 лет для мужчин и в 20—50 лет для женщин. Первы-

ми наследовали дети, внуки, а за их отсутствием призывались

братья, дяди и племянники наследодателя. Ближайшая степень род-

ства исключала другую. Вводился принцип обязательной доли насле-

дования (ближайший родственник умершего, если его обошли в за-

вещании, имел право на четверть того имущества, которое он полу-

чил бы при отсутствии завещания, т. е. по закону).

Помимо власти домовладыки, власти мужа или распорядитель-

ной власти (временной власти во время отработки долга другого до-

мовладыки и т. п.) возможно было зависимое положение лица в ста-

тусе подопечного — «под опекой или под надзором...» (Гай. 1, 142).

Женщина могла быть поставлена под опеку вне зависимости от воз-

раста. Юристы объясняли такую практику тем, что женщинам при-

Тема 9. Древний Рим 205

суще легкомыслие (Гай приводит эту позицию как традиционную,

но с ней не соглашается) {Гай. 1, 144; 190).

И действительно, в таблице V, согласно преданию, говорилось,

что даже совершеннолетние женщины «вследствие присущего им

легкомыслия должны состоять под опекою». Исключение делалось

только для дев-весталок. Древнейший вид опеки — законная опека

(tutela legitima) наступала после смерти домовладыки, когда в отсут-

ствие завещания опекуном несовершеннолетних и женщин стано-

вится ближайший родственник или сородич в соответствии с поряд-

ком наследования по Законам XII таблиц. Причем опекуном мог

оказаться малолетний наследник. Лишь в середине I в. н. э. по зако-

ну Клавдия женщина получила' возможность менять законного опе-

куна, когда ей требовалось совершать акты, связанные с установле-

нием обязательства, поскольку малолетний опекун сам нуждался в

опекунстве {Гай. 1, 115; 166, 178).

Вещное право. Основными институтами вещного права были пра-

во владения, право собственности и неполное право на чужую вещь.

Владение и собственность сильно обособлялись друг от друга. Владе-

ние воспринималось таким фактическим или мысленным (на рас-

стоянии) господством над вещью, которое сочеталось с естествен-

ным желанием осуществлять эту власть над вещью для себя. Пользо-

вание чужой вещью с извлечением пользы (плодов) именовалось

держанием (наем скота, рабов, орудий транспортировки, жилья

и т. д.). Владелец вещи не был ее собственником.

Для того чтобы стать собственником, нужно было обладать пра-

вом распоряжения, т. е. правом распоряжаться судьбой вещи по сво-

ему усмотрению — передать в залог, подарить, завещать, продать

и т. д. Право собственности означало наиболее полное, наиболее аб-

солютное правовое господство над вещью — право пользоваться и

распоряжаться ею лишь с теми ограничениями, которые собствен-

ник устанавливает в своих добровольных договоренностях (по дого-

вору) или которые возникают из обычая или иного правового уста-

новления. Собственность означала господство прямое и исключи-

тельное (с исключением всех других от господства над ней).

Основанные на обычае ограничения в землепользовании были вве-

дены Законами XII таблиц в таком виде: запрещалось сажать деревья

ближе 5—9 футов от соседнего участка.

Основными способами приобретения вещных прав были манци-

пация, традиция, уступка права, сервитуты. Некоторые вещи были

изъяты из имущественного (торгового) оборота: воздух, море, а так-

же земля особого назначения, т. е. входящая в общественный фонд

сакральных учреждений (последние были пользователями вещей по

божественному, а не человеческому праву) и др.

Все вещи подразделялись также на манципируемые и неманципи-

руемые. Манципация означала способ приобретения вещных прав,

который заключался в торжественной и обрядовой манере передачи

206 Часть первая. История права и государства в древности и в средине века

права собственности на вещи. Аналогичным образом передавалась

власть домовладыки над домочадцами или право прохода по участку

соседа. Манципация совершалась в обязательном присутствии сто-

рон, пяти свидетелей и весовщика с весами и кусочком меди, кото-

рые вместе совершали действия, имитирующие продажу при посред-

стве весов, кусочка меди и произносимых словесных формул, изо-

бретенных жрецами-понтификами. Покупатель говорил: «Эта вещь

по праву квиритов принадлежит мне, и я приобрел ее за этот кусок

меди», — после чего касался медью чаши весов и передавал этот ку-

сочек меди продавцу вещи.

К разряду манципируемых вещей (res mancipi) относились земли

в Риме, а затем в Италии, рабы, крупный домашний скот (быки, ло-

шади), домостроения, а также земельные сельские сервитуты. К не-

манципируемым относились все остальные. Таким образом, торже-

ственность и строгость передачи собственности на вещи первого

разряда были связаны с тем, что этот разряд имел, по всей очевид-

ности, наиболее высокую ценность для домохозяйства и потому под-

лежал наиболее строгому учету и распределению.

Неманципируемые вещи приобретались в собственность путем

простой передачи — традицио (traditio) — за деньги.

Особое назначение имел способ передачи собственности путем

уступки права. Она состояла в передаче права собственности на ман-

ципируемые и неманципируемые вещи путем мнимого судебного

спора тоже в обрядовой манере, суть которой была в уступке права

(in jure cessio). Мнимый судебный спор разыгрывался перед прето-

ром: покупатель делал вид, что вещь, подлежащая отчуждению, при-

надлежит ему, о чем он торжественно объявлял вслух. Отчуждатель

на это ничего не возражал, после чего претор присуждал вещь при-

обретателю на правах собственности.

Ряд вещных прав приобретался за давностью пользования — узу-

капио (usucapio), однако нельзя было таким образом приобретать

право на краденые вещи. Длительность владения без наступления

права собственности для движимого имущества определялась в один

год, для недвижимого — в два года. Этим же способом приобрета-

тель пользовался в тех случаях, когда нарушались формальные тре-

бования по отношению к манципируемым вещам (в случае обнару-

жения таких нарушений он не приобретал права собственности, и

срок давности пользования вещами не имел значения).

Это свое право за сроком давности он мог защитить у претора.

Такая собственность получала название бонитарной, поскольку ре-

шением претора она присоединялась к имуществу нового собствен-

ника, входила в имущество и получала правовой статус включенной

в имущество (in bonis habere).

Сервитуты (servitutes) подразумевали строго ограниченные права

на пользование чужими вещами, фиксируемые в обычаях или в за-

конах и оформляемые в силу их большой важности обрядом мании-

Тема 9. Древний Рим 207

пации. Сервитута возникали в процессе частного пользования зем-

лей и оформлялись собственниками соседних земельных участков с

фиксированием права прохода через участок, прогона скота, проезда

с гружеными повозками (право прохода, прогона и провоза). Регули-

ровался таким же образом порядок отвода воды с участка соседа (из

водоема, из падающего потока). Деревья на высоте 15 футов (свыше

5 м) обрезались, чтобы тень от них не причиняла вреда соседнему

участку (Законы XII таблиц, VII, 9а). Желуди, которые падали с уча-

стка соседа, можно было собирать.

Многие сервитуты были распространены на основе обычного

права, такие, как право прохода через земельный участок за водой,

пожизненное проживание кормилицы в доме благодарного хозяина

и др. В VII таблице говорится об обязанности собственников при-

дорожных участков огораживать дорогу, а если они «не убирают ее

камнем, пусть (путники) едут на вьючных животных где пожелают».

В п. 6 табл. VII установлен размер дороги в ширину для проезда,

он определен в 8 футов по всей длине, а на поворотах — в 16 фу-

тов.

В дальнейшем сервитуты обусловливали абсолютные и отрица-

тельные обязанности собственника или третьих лиц, пользующихся

обремененным («служащим») участком, терпеть что-либо или не де-

лать чего-либо. Сервитуты были неотчуждаемыми и переходили к

новому владельцу вместе с участком. В классический период были

только земельные сервитуты, в период Дигест — узуфрукты и родст-

венные им права. Различали также земельные и личные, цивильные

и преторские, положительные и отрицательные, прерывные и непре-

рывные сервитуты.

Сервитуты классического и постклассического периодов — это

прежде всего вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное

или частичное пользование вещью и неразрывно связанные с опре-

деленным земельным участком или лицом. Модификацией таких

сервитутов стала своеобразная древняя долгосрочная аренда в виде

эмфитевзиса и суперфиция.

Эмфитевзис представлял собой неполное право на чужую вещь с

широкими полномочиями и долгосрочным действием и включал

право пользования земельным участком, право изменять характер

этого участка, не изменяя его свойств, право собирать плоды и пра-

во закладывать участок, отчуждать (с компенсационной выплатой

собственнику) и передавать по наследству.

Суперфиций означал право возведения строений на чужом город-

ском земельном участке с последующим правом на его отчуждение

либо правом пользования и передачи по наследству.

Из знакомства с перечисленными формами вещных прав можно

сделать вывод о значительном своеобразии права собственности в

римском праве. Его можно определить как разновидность вещных

прав, как право лица на прямое, полное и исключительное господ-

208 Часть первая. История права и государства в древности и в средние века

ство над вещью в виде владения (если вещь не утрачена, не потеря-

на) и распоряжения ею (право отчуждать). Это право подкреплялось

законной возможностью истребовать свою вещь при помощи содей-

ствия судебной власти.

Договор, обязательства, деликты. Договором считалось соглаше-

ние двух или нескольких лиц, нацеленное на совершение правомер-

ных действий, которые направлены на установление взаимных обя-

зательств. Различались по степени обеспеченности судебной защи-

той два вида договоров — контракты (признанные цивильным

правом и снабженные исковой защитой) и пакты (соглашения, кото-

рые вначале не пользовались исковой защитой в суде).

Древнейшим видом договора был словесный (вербальный). Для

его действительности требовалось произнести определенные слова

в определенной последовательности — «даю», «сделаю» и др. Из

обязательств, оформленных словесно, стали возникать обязательст-

ва, оформляемые письменно. Римские магистраты стали призна-

вать законной (допустимой и защищаемой) и эту форму возникно-

вения договорных обязательств, названных литеральными (от слова

«литера» — буква). Вначале принимали во внимание записи в при-

ходно-расходных книгах, затем стали использовать для таких целей

расписки, составленные по шаблону: один обязуется тем-то в

пользу того-то. Наконец, появился и письменный договор в его

привычной форме. Через некоторое время выделилась еще одна

форма договоров, названных реальными: обязанность исполнения и

связанная с этим ответственность наступают по реальным догово-

рам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи (пере-

давать могут товар со склада, заем в виде определенной денежной

массы и т. д.).

По общему правилу договоры, однажды заключенные, остаются

нерушимыми и прекращаются взаимным исполнением. У римлян

существовала такая поговорка: «Договор — это закон для двоих».

Она перекликается отчасти с русской поговоркой «Уговор дороже

денег».

Под обязательством (от obligere — связывать, лично обязывать)

понимался способ выполнения устной или письменной договорен-

ности о взаимных услугах, которые обычно состоят в обязанности

что-то сделать или чего-либо не делать, что-то предоставить другой

стороне. В классическую и Юстинианову эпохи обязательство вос-

принималось чаще всего как обязательство должника (дебитора) по

отношению к кредитору, причем кредитор имел право на иск против

него вследствие договорного деликта (договора).

Самым древним из договоров был договор займа — нексум (пех-

um). Он состоял в договоре займа с самозакладом. Подобно манци-

пации, он заключался при пяти свидетелях и весовщике и при по-

мощи меди и весов. Если долг не возвращался, кредитор немедлен-

но мог «наложить руку» на должника, увести его в свой дом на

Тема 9. Древний Рим 209

60 дней и трижды выводить в базарные дни к претору на форум, где

громко объявлялась сумма его долга; это делалось для сведения со-

родичей. Если долг не возвращался, должника продавали в рабство

за границу. Так было до закона Петелия 326 г. до н. э., которым

кредиторы были лишены права превращать должника в раба или

убивать его.

Другим характерным договором стала стипуляция — договор, за-

ключенный путем произнесения строго определенных слов с торже-

ственным обещанием что-то сделать или предоставить (со словом

«sponsio» — «торжественно клянусь», отсюда современное «спон-

сор»). Этим видом оформлялись хранение и залог, предоставление

займа, передача вещи в ссуду и др. Сама стипуляция называлась тер-

мином «спонсия». Заключение договора стипуляции также требовало

торжественного обряда.

Виды деликтов и обязательства из деликтов. Всякое обязательство,

по разъяснению Гая, возникает либо из договора, либо из деликта

(из правонарушения, связанного с причинением вреда).

Деликты (от delinquere — отклоняться) подразделялись на част-

ные и публичные. Деликт частный возникал вследствие кражи, лич-

ной обиды (включая членовредительские действия) или причинения

вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджог строения, скир-

ды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10—11).

Деликт публичный возникал как преступление, которое наказы-

валось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли

в казну. Подобные преступления совершали лица, которые обвиня-

лись в подстрекательстве «врагов римского народа» к нападению на

Рим, а также лица, предавшие «врагу римского гражданина» (X, 5).

Такие преступления именовались термином «crimina», от которого

произошли современные выражения типа «криминальный кодекс»,

«криминалистика» и др. Сюда же были отнесены убийцы, сочините-

ли песен с клеветой (или просто позорящие других лиц) и их испол-

нители. К этому же роду относились лжесвидетельства, умышлен-

ный поджог, тайное истребление чужого урожая или потрава или

жатва в ночное время и др.

Неисполнение договора к указанному в нем сроку влекло за со-

бой право на иск. Иски могли быть личными, когда требуют от ли-

ца, чтобы оно дало или сделало обговоренное, и вещными, когда

предъявляется требование о том, чтобы какая-либо телесная вещь

или какое-либо вещное право (например, сервитут) были признаны

принадлежащими по праву истцу.

Наказания назначались в виде смертной казни (для небольшого

числа преступлений), которая предполагала отсечение головы, утоп-

ление, распятие или сбрасывание с Тарпейской скалы. Казнь заме-

нялась иногда изгнанием с утратой гражданства («лишение огня и

воды»), а также членовредительскими наказаниями, битьем кнутом,

штрафом и конфискациями, ограничением гражданского статуса

210 Часть первая. История права и государства в древности и в средние века

(запрещение быть магистратом, лишение права на погребение). На-

казание за оскорбление богов было таким же, как за причинение

вреда клиенту со стороны его патрона.

Несовершеннолетним смягчали наказание — за жатву на чужом

поле, за кражу с поличным и др.

В римском правоведении существовала конструкция под назва-

нием талион (от лат. talis — такой же, подобный), которым обозна-

чалось причинение обидчику того же зла, какое он причинил потер-

певшему. Это была древнейшая разновидность признания права по-

терпевшего на возмещение вреда, занимающая промежуточное

положение между практикой убийства причинителя вреда (обидчи-

ка, убийцы) и практикой принятия от него денежного штрафа.

В обязательственных отношениях получили хождение термины ком-

пенсация (от лат. compensatio — уравновешивание, денежное возна-

граждение) для обозначения зачета взаимных требований, компро-

мисс (от лат. compromissum — взаимное соглашение), композиция

(от лат. compositio — примирение) и др.

Суд и процесс

Вначале судебная власть принадлежала царю и народному собра-

нию, затем она перешла к консулам, а позднее эти полномочия пе-

решли к преторам — высшим судебным чинам, назначаемым сена-

том с 367 г. до н. э. В республиканский период многие судебные раз-

бирательства совершались в народном собрании, которое в качестве

судебного присутствия рассматривало дела, возбужденные высшими

должностными лицами — преторами, народными трибунами или

Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав


1941380553367853.html
1941410332657925.html
    PR.RU™